Общее
Удар — основное действие при игре в настольный теннис. При выполнении ударов спортсменами высокого класса начальная линейная скорость мяча достигает 200 км в час, угловая — свыше 150 оборотов в секунду. Темп обмена ударов в партии может быть свыше 120 ударов в минуту. [1] Выполнение ударов и ответные действия на таких скоростях требуют высокой физической и технической подготовленности спортсменов и реакции. Также достижение результатов было бы невозможно без инвентаря (основание ракетки, накладка, клей), выполненного из современных, в том числе композиционных, материалов .
Типы ударов
Удары могут наноситься справа или слева. Могут производиться «со стола» (то есть точка соприкосновения мяча и ракетки находится над проекцией стола), со средней и дальней дистанции. Все перечисленные удары могут наноситься спортсменами, пользующимися как европейским, так и азиатским («перьевым») хватом ракетки. Некоторые перечисленные удары могут использоваться как при возврате мяча от противника, так и при подаче.
Защитные удары
Иногда также называют «блок». «Плоский» (то есть без придания или со слабым вращением) удар, при котором используется энергия прилетающего мяча для возврата на половину противника. При сильном ударе противника энергию вращения и скорости приходится гасить. Часто подставка делается с полулёта, то есть момент соприкосновения мяча и ракетки происходит очень близко к месту отскока от стола. Обычно, подставка используется против топ-спина, с целью погасить вращение мяча.
Защитный удар, при котором мячу придается нижнее вращение, что затрудняет последующие атакующие действия противника. Классическая подрезка наносится длинным провожающим мяч ударом, чтобы ликвидировать вращение атакующего игрока и обеспечить стабильность возврата мяча с целью ожидания ошибки нападающего игрока. В случае плоского удара противника или во время подачи подрезка сообщает сильное нижнее вращение. Следует учесть, что сильное нижнее вращение «поднимает» траекторию мяча (из-за эффекта Магнуса ), поэтому он может покинуть пределы стола. Подрезка — основной удар в арсенале спортсменов-защитников. Для стабильного приёма даже сильных вращений подрезкой защитники часто используют накладки с «пупырышками» («пупыри», или на спортивном жаргоне — «шипы»). В арсенале нападающего подрезка — скорее вынужденный приём, так как накладками, предназначенными для сильных вращений, стабильно возвращать подрезку сложно. Однако накладкой нападающего можно коротким кистевым движением придать сверхсильное нижнее вращение, известное как «запил». Траектория мяча при «запиле» из-за вращения уходит вверх, провоцируя нанесение атакующего удара, с расчётом, что атакующий попадёт в сетку.
Защитный удар, напоминающий короткую подрезку, но выполняемый коротким движением с очень слабым нижним вращением. Обычно делается для провокации нападающего на ошибку, так как следующий удар выполняется либо полноценной подрезкой, либо «запилом». Также короткая срезка — один из современных приёмов коротких подач с боковым и нижним вращением.
Защитный удар, имитирующий подрезку по положению ракетки, но на самом деле со слабым верхним вращением. Удар обычно производится против коротких подрезок и коротких подач с нижним вращением путём легкого удара по мячу снизу. Тактическое назначение удара — в имитации подрезки, поэтому приём скидки подрезкой обычно приводит к завышенной траектории и немедленной атаке.
Защитный удар, обычно с верхним вращением и средней линейной скоростью, при котором мяч высоко отскакивает на половине противника. Хорошая свеча должна опускаться как можно ближе к кромке половины стола противника, что затрудняет атакующий возврат мяча. Некоторые специалисты выделяют так называемый «баллон» — пассивный отброс мяча с зависающим высоким отскоком, как правило заканчивающийся смешем противника.
Атакующие удары
Атакующий удар, при котором акцент делается на линейную скорость мяча. При классическом исполнении наката рекомендуется наносить удар в высшей точке траектории мяча при отскоке. При накате большое значение имеет основание ракетки. Чтобы накатить, нужно во время контакта с мячом вести ракетку снизу вверх. После наката мяч имеет эффект погружения вниз, поэтому накатывать можно с любой силой, поскольку вращение заставит мяч опуститься и попасть на стол.
Накат открытой ракеткой (справа)
Накат справа — это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча.
Далее приведена последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Левая нога чуть выдвинута вперед. Вес тела равномерно распределён на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена назад вправо для замаха. Она начинает движение, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют примерно равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего руку отводят влево-вверх. В момент контакта ракетки с мячом предплечье обгоняет мяч. Ракетка движется по дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате получается обкатывание мяча сверху. Кисть при накате резким движением придаёт мячу вращение. При ударе тяжесть тела перемещается на левую ногу. После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение.
Накат закрытой ракеткой (слева)
Движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх-вперед. Удар начинается с положения «ноги на ширине плеч, чуть согнуты, правая чуть выдвинута вперед, центр тяжести равномерно распределен на обе ноги». Рука на уровне пояса согнута в локте и отведена влево-назад, предплечье параллельно поверхности стола. При ударе предплечье резко идёт вперёд, ракетка обкатывает мяч сверху, после чего рука свободно уходит вправо-вверх. Центр тяжести смещается на правую ногу, рука возвращается в исходное положение.
От англ. top spin — «верхнее [2] [3] вращение». Атакующий или контр-атакующий удар со сверхсильным верхним вращением, основное оружие современных игроков в настольный теннис. Принципиальная разница с накатом заключается в том, что сверхсильное вращение мяча воздействует на его траекторию. Сразу после удара мяч за счёт вращения начинает прижиматься к столу, подобно удару с углового в футболе. поэтому топ-спином можно наносить сверхсильные удары. Без вращения мяч бы просто покинул стол, однако за счет вращения траектория мяча закручивается как правило в последнюю 1/3 стола соперника.
Отскок топ-спина от стола также кардинально отличается в сравнении с накатом. Быстро вращающийся мяч в момент отскока получает дополнительное ускорение вперед, что приводит к тому, что обычно топ-спины отскакивают на столе соперника ниже сетки не оставляя ему возможности принять топ-спин накатом. При приеме накатом топ-спина обычно не удаётся «перекрутить» мяч в верхнее вращение и отскок от ракетки получается «плоским», то есть без вращения. Если учесть, что отскок от стола классического топ-спина часто ниже сетки, то плоский удар получается либо слабым, либо посылает мяч за стол. Удачный сильный удар накатом по топ-спину возможен только если вращение топ-спина было недостаточным. Поэтому сильные игроки в настольный теннис принимают топ-спины также топ-спинами (контр-топспинами). Фактически большая часть игры большинства сильнейших игроков в средней и дальней зоне — это атлетичный обмен мощными контр-топспинами.
Необходимость придания сверх-вращения, а также возможность использования поступательных скоростей мяча, недоступных при накате, делают топ-спин очень атлетичным ударом, требующим задействования почти всех групп мышц. По комплексному движению мышц физиологически удар топ-спином сравним с движением атлета, метающего диск. Удар наносится хлёстким ударом, при котором игрок старается встретить мяч с наивысшей касательной скоростью ракетки и, как можно дольше удерживая их соприкосновение («проводка»), придать большую скорость вращения. Также большой контакт мяча фактически ликвидирует последствия вращений от соперника, поэтому опытные игроки, пробивающие топ-спином, могут игнорировать степень слабых вращений от срезок, скидок, подставок и даже подрезок, и пробивают топ-спин одним одинаковым движением во всех вариантах. При ударе контр-топспином во время «проводки» накладка ракетки испытывает экстремальные нагрузки, за мгновение меняя направление сверх-вращения мяча из одной стороны в другую, поэтому обычно у опытных игроков это приводит к разрывам накладок («пузыри») в течение месяца тренировок.
Для придания большего сцепления с мячом с целью увеличения вращения и времени контакта мяча («проводки») используются максимально толстые и эластичные накладки. Фактически выполнить топ-спин возможно только специальными накладками. Однако толстая накладка снижает «кучность» попадания мячей («контроль»), а также скорость нанесения коротких атакующих ударов над столом. Поэтому опытные игроки ищут баланс между вращением — контролем — скоростью при выборе ракетки.
Наличие в арсенале игрока стабильного топ-спина слева обычно является атрибутом игроков сильного уровня от кандидатов в мастера спорта и выше. Современная техника выполнения топ-спина слева позволяет нанести удар над столом, что составляет важнейшее тактическое преимущество. В топ-спине слева сильно задействована кисть, поэтому движение требует на порядок более сложной координации, чем при ударе топ-спином справа, который обычно наносится почти неподвижной кистью.
Разновидности топ-спина
Топ-спин обычно выполняется с чисто верхним вращением, так как это позволяет пробивать сильно и за счёт вращения попадать в стол. Изредка применяются удары с боковым и смешанным верхне-боковым вращением, однако для опытного игрока такой удар — повод нанести мощный контр-топспин, так как при хорошей проводке слабые боковые вращения играют малую роль.
При игре против защитников нападающие часто применяют «зависающие» топ-спины. Зависающий топ-спин имеет низкую поступательную скорость, и вся энергия удара уходит во вращение. Обычно удар для высокой стабильности исполнения наносится более высоко над сеткой, чем обычный топ-спин, чем-то напоминая даже невысокую свечу. Сразу же после отскока из-за вращения мяч резко «садится» вниз, заставляя защитника приблизится к столу и играть подрезкой из неудобной позиции почти из-под стола. Сочетание классических быстрых топ-спинов и зависающих топ-спинов обеспечивают сильное преимущество атакующего игрока над защитником, поэтому после появления топ-спинов подавляющее большинство современных сильнейших игроков являются атакующими, а не защитниками.
Появление топ-спинов кардинально изменило настольный теннис, превратив его в атлетичную игру и самый быстрый вид спорта в мире. При скоростях в десятки километров в час мяч пересекает стол за доли секунды, превышая физиологические возможности человека по скорости реакции. Поэтому игроки, обменивающиеся в средней зоне топ-спинами, подобны мастерам восточных единоборств, в том плане, что вынуждены угадывать, куда попадёт мяч, в первую очередь по характеру движений соперника.
От англ. smash — «удар». Мощный атакующий «плоский» удар без вращения. Новички обычно применяют «смеши» только против свечей, опытные игроки находясь вблизи от стола могут «убить» смешем любой мяч, который имеет отскок выше сетки, если имеется время для подготовки удара.
«Смешами» обычно не атакуют топ-спины, так как правильно выполненный топ-спин за счет вращения обычно отскакивает от стола ниже сетки и не имеется даже теоретической возможности нанести сильный удар без вращения и попасть в стол соперника. Однако смешами могут быть атакованы «зависающие» топ-спины и завышенные подрезки. Для опытного игрока ключевым фактором является не сильное завышение мяча над сеткой, а критическое наличие времени для проведения сильного плоского удара с существенным размахом.
Смеш наносится как правило ракеткой без наклона с мощным размахом, мячу не дают отскочить высоко и удар наносится на отскоке на высоте «две сетки». Удар стараются наносить с максимальной силой, чтобы минимизировать последствия от вращения мяча при отскоке от ракетки. Поскольку плоские удары эффективны только по завышенным мячам, они не являются основными ударами в ходе розыгрыша. Игрок, имеющий в арсенале сильные плоские удары, обычно использует его как завершающий удар в комбинации из различных вращений с целью завышения мяча соперником в результате ошибочной оценки вращения.
Нанесение сильного и быстрого плоского удара предъявляет другие требования к ракетке и накладке, чем при ударе топ-спином. Главными становится контроль («кучность») и скорость отскока. Поэтому игроки, имеющие в арсенале быстрые плоские удары, стараются использовать ракетки с прослойками из кристаллического углерода, а также более тонкие накладки. Необходимость выполнять этой же ракеткой топ-спины вынуждает игрока искать компромисс между вращением, контролем и скоростью.
Комбинированные удары
На практике чаще встречаются комбинированные, в том числе обманные, удары, к которым можно отнести, например, удары, используемые для подачи (ввода мяча в игру).
Подача выполняется со всеми возможными вращениями и скоростями, доступными спортсмену. Для современного настольного тенниса характерна подача с нижним или нижне-боковым вращением, не уходящая после отскока за стол, что затрудняет немедленное начало атаки противника.
Хорошая подача должна держать противника в напряжении за счёт того, что подающий должен максимально затруднить приём сильным вращением, а также до последнего момента соприкосновения мяча и ракетки не дать противнику шанса предсказать, какое вращение и направление удара будет использовано.
Также можно отметить следующие комбинированные удары:
- полусвеча — комбинация топ-спина и свечи;
- подрезка-блок;
- комбинация наката и топ-спина — имитируется накат, например вправо, но в последний момент придается боковое вращение, за счет которого мяч уходит влево.
Удары, выполняемые роботами
Для тренировок спортсмены часто применяют автоматических роботов, которые с помощью сетки собирают мячи и отстреливают в игрока по заданной программе. Наиболее популярные и доступные по цене роботы класса Robopong используют механизм на одном фрикционном ролике, более сложные и дорогие роботы используют двухроликовую систему. Роботы с двумя роликами способны независимо выставлять поступательную и вращательную скорость мячей, поэтому полностью имитируют удары человека.
Более простые популярные роботы могут задавать скорость и вращение зависимыми, что придает роботу специфический стиль удара. Спортсмен должен учитывать эту специфику в своей подготовке, играя с роботом. Роботы хорошо моделируют удары быстрыми топ-спинами, подрезки, летящие со средней скоростью, а также накаты. В то же время простые роботы не могут делать зависающие топ-спины и «запилы».